КАС ДУ
Комплексная автоматизированная система технических средств диспетчерского управления

Комплексная автоматизированная система диспетчерского управления работой линии метрополитена (КАС ДУ) разработана специалистами Центра компьютерных железнодорожных технологий для решения задач по автоматизации управления перевозочным процессом на линиях метрополитена.

Широкое внедрение КАС ДУ показало ее высокую эффективность, как при реконструкции и переносе центров диспетчерского управления, так и при новом строительстве.

КАС ДУ включает в себя ряд основных подсистем, а именно: КАС ДУ «Ш» – службы сигнализации и связи, КАС ДУ «Э» – службы электроснабжения, КАС ДУ «ЭМ» – электромеханической службы, КАС ДУ «ЭС» – эскалаторной службы, а также автоматизированную систему учета и анализа работы линий метрополитена (АСУ АРЛМ)  для руководства метрополитена и ревизорского аппарата.

КАС ДУ предназначена для:

КАС ДУ является открытой системой, использующей стандартные интерфейсы и протоколы обмена, и позволяет обеспечивать совместную работу как с действующими, так и с новыми системами телемеханики. Возможность совместной работы с действующими системами телемеханики типа: МКТ-3, ВРТФ-3, СКЦ-67, "Лисна" позволяет обеспечивать поэтапность внедрения КАС ДУ, в том числе возможность первоочередного полномасштабного развертывания верхнего уровня управления и создания современного центра диспетчерского управления. При этом на станциях сохраняются действующие линейные полукомплекты телемеханики, которые подлежат последующей постепенной замене на комплекс технических средств управления и контроля (КТС УК) системы КАС ДУ.

Программно-аппаратные средства КАС ДУ обеспечивают эффективное управление движением поездов метрополитена путём расчёта и выдачи управляющих воздействий на станционные устройства автоведения, автоматического построения исполненного графика движения поездов и предоставления поездному диспетчеру (ДЦХ) информации о выполнении нормативного графика.

При внедрении КАС ДУ, за счет реализации функций средствами вычислительной техники и применения современной микроэлектронной базы, сокрашаются площади служебно-технических помещений, как здания центра управления, так и станционных помещений по сравнению с существующими системами телемеханики, что в условиях метрополитена является одной из наиболее капиталоемких составляющих технико-экономического эффекта.

Устройства КАС ДУ также обеспечивают реализацию ряда ответственных команд, исполняемых без проверки условий безопасности и формируемых диспетчером линии с соблюдением определенного регламента: для открытия пригласительного сигнала, искусственной разделки маршрута, дачи согласия на движение по соединительному пути, включения секционного выключателя кабельной перемычки между СТП и др.

КАС ДУ имеет трехуровневую структуру управления:

верхний уровень — центр диспетчерского управления;
средний уровень — станционная аппаратура станций, включающая в себя АРМы дежурного поста теленаблюдения и централизации (соответственно ДСПТ и ДСЦТ);
нижний уровень — контролируемые пункты (КП), устанавливаемые в подплатформенных помещениях на станциях.

КАС ДУ имеет 100% «горячий» резерв, как вычислительных средств, так и переферийных устройств сопряжения с объектами и обеспечивает автоматическое реконфигурирование системы в случае отказа технических средств. В качестве сети передачи данных системы КАС ДУ применяется сетевая технология Ethernet 10/100 Mb. Связь между уровнями осуществляется по технологической, локальной вычислительной сети (ЛВС), использующей кабель типа «витая пара» или волоконно-оптические сети связи.

Аппаратные средства КАС ДУ размещаются на всех уровнях управления. На верхнем уровне  в ЦДУ размещается:

На среднем - станционном уровне управления размещается оборудование АРМ ДСПТ, ДСЦТ, а также АРМ линейного электромеханика. АРМ линейного электромеханика для различных служб может быть реализован на базе ноутбука (используется один на линию) или на базе стационарного промышленного компьютера.

На нижнем уровне управления (СТП, релейная АТДП, машинный зал и/или аппаратная КАС ДУ) размещается оборудование КТС УК.

при установке на ЦДУ:

при установке на станционном уровне:


Основные функции

  • централизованное диспетчерское управление электрической централизацией стрелок и сигналов, электроснабжением, эскалаторами, освещением, вентиляцией, элетромеханическими и другими устройствами;
  • моделирование, прогноз и отображение хода технологического процесса;
  • диагностика технических средств;
  • протоколирование работы технических средств, диагностической информации и действий оперативного персонала;
  • выдача диспетчерскому аппарату оперативной и нормативно-справочной информации;
  • формирование отчетных документов;

Отличительной особенностью КАС ДУ является возможность работы с действующими системами телемеханики, что позволяет обеспечить поэтапность внедрения, в том числе первоочередное полномасштабное развертывание центра диспетчерского управления с сохранением устройств нижнего уровня и дальнейшей их постепенной заменой.


Основные преимущества


Эффект от внедрения


Основные результаты внедрения КАС ДУ

1996 г. – разработка исходных требований на создание КАС ДУ;
1996 г. – внедрение на 4 линии Петербургского метро центрального поста ДЦ-МПК, как элемента КАС ДУ;
1997 г. – утверждение Технического задания на разработку КАС ДУ;
1997 -1999 гг. – внедрение устройств КАС ДУ в службе СЦБ, электромеханической службе на станциях: «Чкаловская», «Спортивная», «Старая деревня», «Крестовский остров»;
2000-2001 гг. – замена центральных постов управления движением поездов по всем линиям Петербургского метрополитена;
2000 г. – пуск в эксплуатацию центрального поста управления движением поездов Екатеренбургского метрополитена;
2001 г. – внедрение КАС ДУ ст. «Геологическая» в Екатеринбургском метрополитене;
2002-2005 гг. – внедрение устройств КАС ДУ в метрополитенах г. Самары, Нижнего Новгорода;
С 2000 г. – широкое внедрение устройств КАС ДУ на вновь строящихся и реконструируемых объектах Петербугского метрополитена;
С 2003 г. – внедрение системы автоведения и АСУ АРЛМ на Петербургском метрополитене;
2006 г. – включение в эксплуатацию опытного образца микропроцессорной централизации в электродепо «Выборгское» Петербургского метрополитена;
2007 г. – тиражирование КАС ДУ на Минском метрополитене.